Классификация памятников древней Испании

Большой шаг вперед в деле археологической классификации памятников древней Испании сделан был испанским ученым Бош-Гимпера, Пере, занимающимся археологией и этнографией Пиренейского полуострова. Краткий обзор культур доисторической Испании дан им в известном словаре Эберта. В отличие от Пари, испанский ученый в основу классификации кладет не искусствоведческий, а типологический принцип.

Бош-Гимпера выделяет четыре отличных друг от друга типа культуры, к которым он и относит известные археологические находки до периода бронзы:

  • центральная культура
  • западная, или португальская, культура
  • альмерийская, или юго-восточная, культура
  • пиренейская, или баскокаталонская, мегалитическая культура.

Для периода бронзы Бош-Гимпера намечает также соответствующие типы культур, среди которых четкостью и типичностью памятников выделяется так называемая аргарская культура (в Альмерийской провинции).

Подобная археологическая периодизация Испании и классификация памятников соответственно этой схеме, безусловно, вносит порядок в изучение вещественных памятников. Однако схема Бош-Гимпера статична. Она не показывает процесса смены периодов, не пронизана динамикой исторического развития. Эта схема не историческая, а археологическая и может иметь лишь вспомогательное значение в изучении истории материальной культуры Испании. Та же археологическая классификация сохранена в другой большой работе Бош-Гимпера.

Несколько ближе к исторической трактовке в классификации археологических памятников стоит другой испанский ученый Хосе Мелида, долгое время бывший директором Мадридского национального археологического музея. Среди многих его работ самой интересной следует считать общую «Arquelo gia Espanola», представляющую достаточно полный свод испанских древностей. Достоинством книги является также то, что опа весьма доступна. В отличие от Пари, Мелида придерживается хронологического принципа в дифференциации всей совокупности археологических памятников, вне зависимости от того, относятся ли последние к строительному искусству или к быту, к вещам древнеиспанского ритуала или к предметам вооружения, керамическим изделиям или украшениям. Весь комплекс вещей определенной культуры и периода укладывается им в рамки одной исторической эпохи; эпохи последовательно идут друг за другом и образуют в схеме Мелиды ступени культурно исторического развития народов Пиренейского полуострова.

Добавить комментарий